Статья взята из газеты №5 Городские новости от 15 января 2014 года.
На фестивале цирковых жанров "чудеса без чудес" проходившего в конце прошлого года в ДК "Судостроитель" дебютировал юный жонглер из 84 школы Виктор Павлов. Он представитель пятого поколения цирковой династии Павловых которая ведет свое начало с 1874 года
Основатели династии.
Первым цирковым артистом и основателем династии был Семен Павлов. Он родился под Оренбургом в крестьянской семье. Когда мальчику исполнилось 5 лет, родители отдали его на ученичество в гастролировавший по краю цирк Никитиных. Тогда в Оренбурге был страшный голод, и отец с матерью таким образом решили спасти ребенку жизнь.
Сначала Сеня выполнял роль мальчика на побегушках, потом его стали обучать цирковому делу, а в 11 лет он начал выступать на арене, был и акробатом, и клоуном, и жонглером, и наездником.В цирке Семен познакомился со своей будущей супругой Евдокией Смирновой, которую родители в детстве тоже отдали на обучение в цирк. Она выступала как жонглер и наездница. Молодые люди расписались, работали копили деньги в надежде открыть цирк. они перебрались в Архангельск. Здание местного цирка в городе сгорело, и Павловы на сои средства построили цирк - шапито,сделав его семейным предприятием. По началу они приглашали артистов со стороны, но у них подрастали дети - Евдокия в течении всей своей жизни рожала 22 раза - и труппа стала состоять из многочисленных представителей семейства Павловых.
В цирке Павловых выступали даже знаменитости. в 1904-1905 годах приобрели популярность соревнования по борьбе. Павловы проводили на арене такие чемпионаты, где участвовал даже знаменитый борец Иван Поддубный.
После революции цирковую династию Павловых постигла трагедия:Семена Филипповича в 1921 году арестовали по приказу Архангельского Губчека за "контрреволюционную деятельность" и на три года отправили в заключение.Отсидев, Семен Павлов вернулся в цирк и проработал там до самой смерти в 1938 году. Официально реабилитировали Семена Павлова лишь в 1992 году.
В военные годы.
Когда началась война, Павловы работали уже как труппа артистов в системе Госцирка. Руководителем был сын Семена Павлова Николай. Цирк не закрывался даже после начала Великой Отечественной войны и уже в августе 1941 года показывал архангельцам пантомиму в постановке Леона Танти. Архангельск во время войны принимал эвакуированных из других городов. Половину - около 40 тысяч человек - составляли дети! в городе было несколько госпиталей, где бойцы залечивали фронтовые раны. посетителей в цирке стало много. в июне 1942 года артисты принимали участие в вечере помощи детям, пострадавшим от фашистов. В том же году в боях за Родину погиб сын Семена Павлова акробат и воздушный гимнаст Александр. В середине сентября 1943 года цирк закрыл свой сезон.
Летом 1944 артисты дали единственное представление - Ночной бал. Возобновил цирк Павловых свою работу в 1945 году.
Новые номера.
Внучка основателя династии Семена Павлова Марина родилась в 1940 году. В военные годы она была маленькой девочкой, но гастролировала с родителями. Запомнила как папа показывал ей Ярославль: вокзал и старое здание цирка, в те годы еще деревянное.Марине пытались найти место на арене, но девочка уродилась высокой и для акробатики не годилась.
Поэтому ее решили обучить жонглерскому мастерству. В 1954 году в СССР появились роликовые коньки.
Отец Марины Виктор Семенович загорелся сделать номер с жонглированием на коньках. Марину поставили на ролики, учили кататься и одновременно жонглировать. Четыре года девушка тренировалась и в 1958 году дебютировала с этим номером. На арене лежал огромный шестиметровый "бублик". По этому кругу ездила Марина и жонглировала мячиками, большими шарами, кольцами, тамбуринами, горящими обручами. В Советском Союзе тогда подобного не было. В тоже время набирали силу и первые цирки на льду, и известный режиссер Арнольд Арнольд пригласил Марину Павлову поработать. Вспоминает Марина Павлова: - Я согласилась, но когда стала выступать в цирке на льду, меня такая тоска взяла. Там была совершенно не цирковая атмосфера: ни животных, ни акробатов. Это скорее походило на спортивное соревнование. Отработала я в трех городах, Севастополе, Минске, Оренбурге и ушла. Она ездила по стране со своим номером. в 23 года Марина осталась последней из династии Павловых. Ее родители умерли, дяди - сыновья Семена Филипповича - тоже. Тогда девушка приняла решение сохранить династию и фамилию Павлова. Марина вышла замуж родила дочерей - Олю и Лизу, но не оставила цирк и до 56 лет продолжала выступать.
Цирковой ген.
Лизе и Оле повезло: их мама понимала, что такое цирковая судьба, и старалась обеспечит детям нормальную жизнь. Марина Викторовна подгадывала так, что бы ее работа начиналась одновременно с новой учебной четвертью
Благодаря этому девочки комфортно учились и меняли школы всего 3-4 раза в год, что для цирковых детей считалось завидным постоянством.
Марина Викторовна начала обучать девочек жонглированию и катанию на роликах с 12 лет. Лет в 16-17 они дебютировали на арене, выступали с мамой в одном номере. Уже в самом начале карьеры девушкам подвернулся контракт с Кувейтским цирком. Они месяц отработали там и не успели вернуться в Россию, как их позвали в Египетский государственный цирк. Для них придумали специальный номер - "танец со змеями. Лиза и Оля Павловы выступали в Португалии, Японии, Тайване, Иордании, Египте. Объездили практически весь Ближний Восток. Этот регион в те годы, как, в прочем и сейчас, был весьма горячим. Так, в разгар конфликта с Палестины с Израилем сестры улетали из Сектора Газа с последним самолетом "Аэрофлота". Благодаря ближневосточным гастролям сестры Павловы впервые в России поставили номер "Танцы со Змеями". Девушки освоили еще хула-хуп и попробовали себя в иллюзии. Обе вышли замуж за цирковых артистов. Общий возраст династии Павловых перевалил за столетний рубеж.
Надежда на внуков.
Дочери Елизаветы - Алина и Софья - еще маленькие, старшей 9 лет, младшей несколько месяцев. Когда они пойдут по проторенной представителями четырех поколений династии Павловых цирковой тропе, говорить еще рано, а сын Ольги Виктор уже принял от мамы эстафетную палочку. У парня было не цирковое детство. Бабушка Марина Викторовна жила в Ярославле и сидела с внуком, пока мама была на гастролях. Мальчик ходил в обычную Ярославскую школу, занимался музыкой. Конечно, маме и бабушке хотелось, что бы ребенок пошел по семейным стопам, но заставлять они его не собирались. И когда у Виктора появился интерес к жонглированию, старшее поколение Павлоых обрадовались. Сейчас две страсти Виктора - пение и жонглирование - объединились в один номер. С ним парень выступал на школьных концертах и различных городских конкурсах. Но настоящим дебютом на взрослой сцене для него стал фестиваль "Чудеса без чудес", который впервые провели в ярославском ДК "Судостроитель". Там он мастерски жонглировал (хотя и не пел) малыми и большими шарами. Правда ли продолжит он цирковую династию, пока не известно. - Хочется, что бы у него был выбор. Пусть Виктор решает сам, идти в цирк или учится в музыкальном училище. Хотя сын загорелся идеей поступить в училище МВД и усиленно штудирует предметы, которые для этого нужны,- рассказывает мама. Но как бы не сложилась судьба Виктора, подрастают его младшие кузины, и Павловы надеются, что цирковая династия не прервется и обязательно найдется тот, кто продолжит ее.